Как тренироваться в Японии всерьез

Ути-дэси или Как тренироваться в Японии всерьез

Патрик Оже

На протяжении последних лет несколько моих учеников готовились испытать на себе, что значит жить в Японии в качестве ути-дэси. Также я получил несколько писем от читателей «Aiki News», которые, прочитав мое интервью в выпуске № 91, захотели узнать подробнее о том, как стать ути-дэси. Хотя к жизни, ожидавшей меня в Японии, я готовился довольно серьезно, и в этом мне помогали мои учителя, я оказался способен принять множество непредвиденных ситуаций, с которыми регулярно сталкивался, только благодаря своим ясным целям и полученному мной формальному образованию. Неудачи многих плохо подготовленных молодых людей убедили меня в необходимости изложить свой опыт и понимание на бумаге. Все приведенные в данной статье мнения и советы являются результатом моего собственного многолетнего опыта и наблюдений. Они не являются окончательными ответами и должны рассматриваться в качестве общих указаний, благодаря которым каждый стремящийся стать ути-дэси сможет найти свой собственный путь, соответствующий его конкретным обстоятельствам. Однако поскольку мир японского будо весьма консервативен, большая часть этих советов подойдет любому. Действительно, за исключением ситуаций, складывающихся благодаря индивидуальным особенностям конкретного учителя, опыт ути-дэси практически одинаков у всякого, кто вступает в серьезные отношения с японским учителем в Японии. Я думаю, что такой опыт продвигает ученика далеко вперед, потому что длится изо дня в день круглые сутки.

Что такое ути-дэси?

Ути-дэси в буквальном переводе означает «внутренний ученик». Такой способ обучения можно сравнить разве что со старинной системой ученичества, при которой ученик-подмастерье жил с мастером и его семьей, чтобы обучиться его ремеслу. Современная западная демократия, делающая акцент на индивидуальных правах и массовом обучении, отбивает охоту у людей, воспитанных на ее идеалах, вступать в такого рода отношения. Этим объясняются неудачи многих потенциальных ути-дэси, которым я был свидетелем на протяжении всех этих лет. В соответствии с традициями некоторых школ получить такой сертификат мастерства как, например, мэнкё-кайдэн могли только внутренние ученики, ути-дэси. (Условия получения лицензий, передач и т.п. значительно различаются не только в разных традициях, школах или стилях, но даже и в разных додзё — прим. ред.) Считалось, что, только живя с учителем, ученик может освоить искусство за пределами его внешней формы. Раньше, в эпоху, когда будо хранило свои секреты, это было очевидно. Но в наши дни будо может изучать каждый — занятия в додзё, семинары и видео-материалы широко доступны, и возникает обманчивое впечатление, что этим обучение и исчерпывается.

Для большинства учеников, которые, несомненно, делают лучшее, на что способны, посещая занятия два или три раза в неделю, так оно и есть. Однако те, кто настроен серьезно и стремится выйти за пределы среднего уровня, предоставляемого большинством школ, нуждаются в другом измерении, даже если они посещают додзё каждый день. Став ути-дэси у хорошего учителя, можно научиться черпать энергию изнутри, а не полагаться на уловки для сохранения мотивации. Это самое важное качество, которое должен обрести ути-дэси. Оно вам будет нужно в любом возрасте, чтобы постоянно совершенствоваться посредством обучения и тренировок. Изучая повседневную жизнь ути-дэси, мы сможем лучше понять, что входит в это понятие. Еще до рассмотрения каких-либо вопросов, касающихся обучения и тренировок, следует отметить, что ути-дэси должен заботиться о бесчисленных делах, связанных с содержанием додзё. Уборка, приготовление пищи, ответы на телефонные звонки, прием посетителей, приготовление фуро (бани), покупки, ремонт, открытие и закрытие додзё, включение и выключение света до и после занятий — все это входит в обязанности ути-дэси.

Ути-дэси должен постоянно использовать свое воображение и чувство здравого смысла для решения всех неожиданно возникающих проблем. Вдобавок ко всему вы должны ежедневно тренироваться (в том числе самостоятельно в дневное время), ассистировать своему учителю, вести занятия и т.д. Благодаря взятию вами на себя повседневных забот, ваш учитель сможет сосредоточиться на более важных делах, что в свою очередь благотворно скажется и на вас. Будучи ути-дэси, вы должны быть доступны для своего учителя всегда, когда окажетесь ему нужны. Это может вылиться в исключительные возможности для обучения, особенно когда ваше додзё посетил другой учитель, когда вы путешествуете со своим учителем (судя по моему опыту, ути-дэси, путешествующий со своим учителем, встречает прекрасное к себе отношение), если книга готовится к печати, или если вашему учителю просто требуется партнер для его собственных исследований. Японские учителя будо широко известны своей непредсказуемостью. Вам следует быть готовым к тому, что учитель разбудит вас посреди ночи, чтобы сообщить о вашем немедленном отбытии с тем или иным поручением. Учитель может в последнюю минуту принять решение об изменениях, например, в запланированном показе, а также передумать по любому вопросу без оповещения об этом. Гибкость сознания ути-дэси постоянно подвергается проверкам, выявляющим ее границы. Ситуация может отягчаться усталостью, недостатком сна и травмами. Вы имеете право отказаться от поручения, а также уехать в любой момент. Но как ути-дэси вы начинаете осознавать, что подобная тренировка предоставляет вам возможность закалить характер (сэйсин танрэн), хоть это и не всегда очевидно в каждый отдельный момент. Она сделает вас способным встречать жизненные трудности с терпением, стойкостью и гибкостью.

Учителям будо эти качества особенно нужны, потому что их профессия находит весьма слабое признание даже в Японии, где профессиональных учителей будо считают эксцентричными. Я слышал о нескольких случаях, когда учитель или сэмпай (старший ученик) плохо обращались с ути-дэси, и, возможно, это была правда. Однако, я никогда не был тому свидетелем. Те же, от кого я слышал жалобы (независимо от того, японцы они или иностранцы), определенно готовили оправдание изменению своих приоритетов и возвращению к более комфортному образу жизни. Сначала они боготворили своих учителей, но потом внезапно обнаружили их человеческую природу и не смогли справиться с этим открытием. Для такой ситуации в японском языке существует специальное выражение «Джибун ни амай» (Jibun ni amai), которое означает «потакать своим слабостям». Такая склонность является частой причиной неудач во всех сферах жизни. Вне зависимости от того, богат ваш учитель или нет, предполагается, что вы, как ути-дэси, должны платить и за проживание, и за обучение. Это — часть учебного процесса. Поэтому, если только вы не скопили достаточно средств и не получаете материальной поддержки от родителей (что по понятным причинам случается крайне редко), вы должны найти себе заработок, который не вступал бы в противоречие с обязанностями по додзё и тренировками. Это могут быть даваемые вами в свободные часы уроки английского, репетиторство, развоз пьяных поздно вечером и т.п.

Многие иностранные ути-дэси терпят неудачу вследствие твердой веры в свое право зарабатывать себе на жизнь. Поначалу, чтобы «подостлать себе соломки», они «временно» дают уроки в наиболее удобные вечерние часы, которые, как правило, совпадают по времени с тренировками, с намерением вскоре найти другие уроки или другие источники заработка. Однако вскоре приходят к пониманию, что тут они могут иметь неплохие деньги, которых у себя на родине им заработать не удавалось (хотя сейчас величина такого дохода несколько упала по причине роста в Японии числа иностранцев). Такие ученики показываются на занятиях все реже и реже, часто опаздывают или уходят раньше. Они уклоняются от выполнения обязанностей по додзё, однако часто бывают на всевозможных светских раутах. Из того, что мне приходилось слышать, хронические травмы являются их наиболее частым оправданием. В конце концов, когда становится очевидным, что желание зарабатывать одержало верх над желанием учиться, учитель или сэмпай требует, чтобы они покинули додзё.

Преимущества положения ути-дэси

Одним из наиболее обогащающих преимуществ является то, что я называю «назад к основам». Вне зависимости от того, кто вы и откуда приехали, в качестве ути-дэси вы начинаете с нуля. Находясь каждое мгновение перед лицом одиночества, вы учитесь жить в настоящем и принимать ответственность за свою судьбу. Вы приходите к открытию, что она является следствием ваших мыслей, которые в свою очередь порождают эмоции. Мысли поддаются контролю, тогда как эмоции нет. Эмоции можно временно подавить, но они никогда не изменятся, пока не изменятся лежащие в их основании мысли. Это трудно постичь в полной мере, если вы не контролируете свою жизнь самостоятельно, и вы никогда не жили полностью сами по себе.

Жизнь в додзё идет в разном темпе, что приводит к открытию очень разных возможных точек зрения на реальность. Другое важное преимущество жизни в додзё заключается в понимании: путь осуществления чего бы то ни было не единственен. Каждое событие повседневной жизни становится возможностью для роста. Живя рядом с учителем, вы можете наблюдать, как он строит свою жизнь. Точно также и дети перенимают у родителей шаблоны поведения в разных ситуациях. Вы видите, как ваш учитель постоянно тренируется и развивается, несмотря на возраст, травмы, болезни и другие трудности. Хороший учитель всегда ожидает, что каждый из его учеников будет развиваться своим собственным уникальным путем и выйдет за пределы того, чему он их учил. Кроме того, учитель действует так, чтобы не избаловать своих учеников. Точно также и любящий родитель делает то, что, как он знает, является наилучшим для ребенка независимо от того, что сам ребенок об этом думает. Это достигается не длинными лекциями, а благодаря неожиданным вопросам, коротким комментариям, уклончивым ответам и просьбам на грани возможностей исполняющего. Часто ученик не достигает понимания сразу же, однако, если он сохраняет свой ум открытым и держит в памяти обстоятельства того или иного взаимодействия с учителем, это приводит к вспышкам понимания в будущем, иногда через много лет.

Такой тренинг научает находить собственные ответы и решения, не полагаясь на готовые ответы разных гуру и модных философских доктрин. С другой стороны, во многих додзё «внешние» ученики, приходящие только на тренировки, зачастую демонстрируют более совершенную технику исполнения, поскольку у них больше времени на отдых, а иногда больше возможностей полноценно питаться. Однако их вовлеченность в практику имеет другую природу. Они склонны справляться со своими трудностями за пределами додзё, а поскольку их практика остается в основном на уровне физического тела, у них меньше шансов почувствовать связь ума и тела. В результате их развитие во многом зависит от наличия или отсутствия хорошей физической формы. Такие ученики часто прекращают тренировки, когда их тело начинает стареть. Стать же ути-дэси все равно, что родиться заново и иметь постоянную возможность смотреть на жизнь с разных точек зрения.

Подготовка к жизни в качестве ути-дэси

Чрезвычайно важно осознавать, какие внутренние мотивы побуждают вас стать ути-дэси. Если вы хотите быть ответственным за свою жизнь и непрерывно себя совершенствовать, то должны отбросить эгоцентрическую установку «я прежде всего», характерную для нашего ориентированного на праздник жизни общества, и заменить ее установкой «я полезен другим», что является первым шагом к пониманию принципа будо «взаимное благоденствие и процветание». Помедитируйте над этими словами и если вы почувствуете внутри себя, что готовы на все, чтобы найти путь, то, возможно, что жизнь ути-дэси действительно для вас. Хочу посоветовать вам подумать как следует, но предупреждаю, что наверняка вы узнаете ответ на свой вопрос только если действительно вступите на этот путь. Уверенность приходит не от попыток, а от делания. Как долго вы планируете учиться в качестве ути-дэси, является вашим личным решением, однако советую рассчитывать не менее чем на два года. Этого времени достаточно, чтобы найти свой путь и придти к более глубокому пониманию языка и культуры. Если вы задержитесь слишком долго, то существует опасность, что вы начнете чувствовать себя комфортно в новом образе жизни и потеряете связь с реальностью. Действительно, после нескольких лет, проведенных в качестве ути-дэси, тщетность существования большинства людей, занятых в своей жизни лишь гонкой накопления материальных благ, будет казаться очевидной и, возможно, внушать отвращение. Но если вы хотите стать в свое время хорошим учителем, то должны увидеть в существовании материальных вещей не цель, а средство.

Имейте в виду, ваш учитель может поручить вам начать преподавание в любом месте и в любое время, и вам следует быть готовым к переезду, даже если вы и считаете, что еще не готовы. Истинная эволюция и зрелость придут, когда вы окажетесь сами по себе. Японцы к иностранцам обычно добры. Однако бесплатно ничего не дается, и многое будет ожидаться от вас взамен. В Японии все связано — работа, общественная и личная жизнь. Если вы ведете себя правильно, то учителя, у которого вы занимались у себя дома, будут хвалить. В противном случае его будут осуждать за то, что послал вас недостаточно подготовленным. Следовательно, в качестве первого шага поговорите со своим учителем и последуйте его совету. Если вы принадлежите к организации, у которой в Японии есть хомбу додзё (то есть главная школа), то ваш учитель должен быть знаком с соответствующей процедурой. Если же ваша школа не имеет ни хомбу додзё, ни других связей с Японией, ситуация несколько сложнее — вам придется разузнать все самостоятельно. В любом случае, вы должны следовать совету своего учителя. Будьте терпеливы и дайте себе некоторое время на подготовку. Это дань предусмотрительности. Ваш учитель может поддержать ваше начинание, но может также быть напуган вашими планами. Если вы хотите открыть по возвращении собственное додзё, то убедитесь, что не составите конкуренцию своему учителю. Будьте откровенны с ним с самого начала и имейте в виду, что однажды ваши ученики поступят с вами так же, как вы поступили со своим учителем.

Начните свою подготовку с наблюдения своего отношения в додзё и исправьте те грубые ошибки, которыми так знамениты ученики-иностранцы. Сделайте это сейчас, потому что в Японии никто вам не сделает замечания, пока вы не зайдете слишком далеко, что часто случается с гайчжин (иностранцами). В японских додзё приветствия по приходе и уходе обязательны. Начинающие и юданся (черные пояса) относятся друг к другу с одинаковым уважением. Начните делать это прямо сейчас независимо от того, что об этом подумают другие. Если вы пропускаете тренировку, поставьте в известность своего учителя и всегда извиняйтесь при опоздании. Это подвигнет вас к честности с самим собой, а также вас будут принимать всерьез. Во время практики сохраняйте молчание, даже если все вокруг проговаривают все свои действия. Будо — это медитация в движении. В традиционном Японском додзё правила жесткие, и никто не разговаривает. Это стимулирует сосредоточение и осознанность, а также позволяет ученикам легче следовать дающимся им инструкциям. Вы должны вежливо признавать все замечания учителя и старших учеников. Никогда не говорите после того, как вас поправили, «я знаю» или «я как раз собирался». Вы пришли в додзё учиться. Если вы воспринимаете комментарии учителя или старших учеников как посягательство на ваше чувство собственного достоинства, значит у вас проблема, и вам следует пересмотреть свои приоритеты.

Сотрите из своего словаря такие самоограничивающие выражения как «я не могу», «я бы хотел, чтобы у меня было», «попробую», «у меня это получается не очень хорошо» и т.п. Замените их, например, такими:  «я найду способ», «я это сделаю», «я могу сделать еще лучше». Потренируйтесь в этом новом для себя отношении. Оно вам поможет находить альтернативы и разовьет чувство ответственности за самого себя. Тренируйтесь сохранять тишину в повседневной жизни — никакой шумной музыки, телевизора, бессмысленной болтовни. Практикуйте такой образ жизни, пока он не станет естественным. Отправьтесь в неизвестную вам местность, поставьте палатку и поживите там один. Ваша сила зависит от вашей способности пребывать в одиночестве.

Обучение в японских додзё кажется весьма иррациональным, особенно для людей Запада, привыкших к систематическому принципу в педагогике и поощрительной стимуляции учеников. Различные техники постоянно изменяются и могут следовать в любой последовательности, причем каждый хочет, чтобы вы выполняли определенную технику именно их способом, не принимая во внимание того, что кто-то, возможно, только что показал вам другой способ. Не позволяйте фрустрации отвлечь вас. Сосредоточьтесь на изучении «нового» способа. Если вы примете для себя именно такую стратегию реагирования, то со временем научитесь взаимодействовать с каждой новой ситуацией без необходимости полагаться на память для того, чтобы с ней справиться. Если вы с чем-то не согласны, возьмите себе за привычку выслушать замечание и дать себе время на то, чтобы его хорошенько обдумать. Через некоторое время вся ситуация будет видеться совсем с другой стороны и зачастую окажется полезной для вас. Вашему терпению будет брошен вызов, особенно когда придется иметь дело с неискренними и поверхностными посетителями (как японцами, так и иностранцами), стремящимися изо всего извлечь выгоду для себя. Возможно, вам также придется иметь дело с другими ути-дэси, с сэмпай и кохай вне зависимости от их уровня компетентности. Помните, что за вами наблюдают и вас проверяют. Принятие вас другими учениками-мончжин будет зависеть от вашего отношения. Мне часто приходилось слышать мнение, что в Японии вас никогда не примут окончательно. Возможно, это и так, если иметь дело со случайными, легкомысленными или высокомерными людьми. Но в действительности, большинство японцев готовы открыть свои сердца тем, кто их уважает и предпринимает усилие, чтобы понять их самих и их культуру.

От вас как от ути-дэси ожидается, что вы будете сами приниматься за работу, которую необходимо сделать, без необходимости вас об этом просить. Если вы пришли и видите, что люди заняты какой-то работой, не спрашивайте, можете ли вы чем-то помочь, когда очевидно, что надо еще сделать. Если вы замечаете, что надо что-то поднять, почистить, починить и т.п., немедленно сделайте это, иначе это сделает кто-нибудь другой. Хотите развивать свою ки, свою внимательность? Начните тренироваться еще дома. В Японии энергия стоит очень дорого. Возьмите за привычку выключать свет, телевизор и другие электроприборы, когда они вам не нужны, или когда вы выходите из комнаты. Принимайте холодный душ. Во многих додзё нет кранов с горячей водой, а только ванна или баня в японском стиле. Вам придется наблюдать за тем, что делают окружающие. В большинстве случаев учитель и его семья принимают ванну первыми. Подавляющее большинство додзё не отапливаются и не имеют систем кондиционирования воздуха. Готовьтесь к тому, что зимой будет очень холодно, а летом довольно-таки жарко и влажно.

Вы хотите выковать свой ум и закалить тело? Тогда тренируйтесь в сосредоточении на своих задачах в таких тяжелых условиях. Стирайте кэйкоги (форму для тренировок) достаточно часто, а если вы сильно потеете, то после каждой тренировки, потому что японцы весьма чувствительны к запахам. Сразу после еды мойте за собой посуду и убирайте пищу и остатки со стола. Стол, раковину и прочие приспособления для приготовления пищи немедленно вытирайте. Это поможет избежать появления крыс и тараканов. Всю кухонную утварь ставьте после использования на место, даже если она принадлежит вам. Тем самым вы проявите свою заботу об окружающих. Тренируйтесь есть все виды пищи. Это поможет вам открыть свой ум. Сильные пристрастия и сильное неприятие указывают на недостаток равновесия. Если вы изучаете будо всерьез, то не позволяйте таким незначительным вещам отвлекать себя. Вам просто нужно породить в уме позитивное и открытое отношение, и тогда тело тоже примет эту пищу.

Начинайте учить японский язык, на западе есть много доступных курсов. Японский язык не труден, хотя и требует для своего освоения больше времени, чем большинство языков. Но вам и не нужно знать его в совершенстве. Изучите основы, и пусть у вас будет достаточный словарный запас, чтобы иметь возможность приехать и далее наращивать знания самостоятельно на протяжении своего пребывания в Японии. Языки подобны будо. Если вы свободно владеете основами, то будете развиваться, и вам откроется зачарованный мир. Утверждение о том, что вы не способны к языкам, является еще одним ограничивающим самооправданием. Еще одной частой причиной неудач среди ути-дэси (как японцев, так и иностранцев), является неправильное питание. Я видел людей с замечательным талантом и мотивацией, которые разрушали свое здоровье и физическое тело, потому что не могли оправиться от травм и переутомления, главным образом, из-за плохих привычек в питании. Вы должны быть дисциплинированны и питаться правильно, используя продукты, которые доступны там, где вы живете. Ваш учитель не обязан беспокоиться о вашем здоровье, и вам следует делать это самому, чтобы учитель мог заниматься более важными вопросами.

Научитесь готовить, особенно основные блюда, такие как рис, мисоширу (суп из ферментированной соевой пасты), салаты, тофу, жареные овощи и т.п. Рестораны в Японии обычно слишком дороги для большинства кошельков, а те, которые более доступны, используют продукты низкого качества, большое количество натрия, ачжиномото (MSG), жира и крахмала. Несмотря на свою видимость, порции для среднего западного человека слишком малы. Помните, что ресторанный бизнес ориентирован на зарабатывание денег. Узнав, как и где лучше всего делать покупки, можно неплохо питаться за приемлемые деньги. Это один из факторов, который поможет вам поддерживать свое здоровье, а также подавать пример вашим ученикам, когда вы сами станете учителем. У японцев есть собственный застольный этикет, при этом они хорошо знакомы и с западными манерами. Если в своих манерах вы сомневаетесь, позаботьтесь о том, чтобы они соответствовали общепринятым. Убедитесь, что вы знаете, как правильно пользоваться ножом, вилкой и ложкой. Не режьте на кусочки или не перемешивайте все, что у вас лежит на тарелке перед тем, как начать есть. Не играйте с едой во время разговора, не жуйте с открытым ртом. Когда бы вас ни пригласили поесть, не набрасывайтесь с жадностью на еду и контролируйте свое чувство голода, несмотря на ободрение хозяина накладывать еще. Гордитесь своим происхождением и никогда никому не давайте шанса унизить вас вследствие незнания вами основополагающих правил этикета. Некоторые японские юноши и мужчины говорят и ведут себя довольно грубо, часто даже в присутствии женщин. Такое поведение а-ля мачо для некоторых японцев является эквивалентом «крутости». Не смейтесь, особенно в присутствии уличных панков (которых вы легко узнаете), так как они могут расценить это как провокацию. Просто игнорируйте такие проявления как внутри, так и вне додзё.

Травмы представляют собой еще одну реальность, с которой вам придется столкнуться. Отношение учеников-японцев к травмам отличается от отношения их западных коллег. Хотя травмы не должны наноситься ни другим, ни себе ни при каких обстоятельствах, их, тем не менее, при изучении будо избежать невозможно. Не ожидайте, что кто-то будет испытывать чувство вины или симпатии в связи с вашей травмой. Если вы оказались травмированы, то ответственность за ее лечение лежит полностью на вас. В результате вы станете внутренне сильнее, а также научитесь практиковать, избегая травмирования. Получив травму, все равно приходите в додзё (конечно, если это возможно) и делайте, что в ваших силах. Хорошим упражнением является наблюдение за практикой, сидя в стороне. Сосредоточьтесь на хороших учениках, представляя, что вы — один из них, и предугадывайте каждое движение. Основываясь на этом методе, вы можете придумать свои собственные упражнения. Используйте все, что происходит, как возможность учиться. Альтернативы есть всегда.

С практической точки зрения рекомендую купить национальный страховой полис (National Health Insurance). Он доступен по цене, и каждый приехавший более, чем на три месяца, может легко оформить его в местной городской управе. Когда вы в первый раз приедете в Японию, вам покажется, что вы приземлились в другом мире, на маленькой и чистой планете, где у всего, кроме вас, есть свое место. Ностальгия — еще одна частая причина неудач среди ути-дэси иностранного происхождения. Она может привести к плохому питанию, травмам, заболеваниям и любовным историям с катастрофическими последствиями. Мне приходилось видеть ути-дэси, которые бросили все и уехали домой в минуту депрессии. Зрелые люди не становятся жертвой ностальгии, поскольку рассматривают изменения в качестве обучающего опыта и наслаждаются каждым его моментом. Однако до достижения такого уровня сознания, необходимо упражнять абсолютную силу воли. Если вам удастся это делать на протяжении первых шести месяцев, тогда вы сможете оставаться следующие шесть, потом еще шесть и т.д. Такая сила характера очень поможет, если учитель назначит вас где-то его представлять, потому что вы, скорее всего, должны будете быть полностью самодостаточны, начиная с получения визы и заканчивая финансированием ваших операций.

Никогда не позволяйте желанию сбежать заполнить свое сознание, иначе вы уже не оправитесь. Бегство подобно наркотику — оно приносит быстрое и сладостное облегчение, за которым следует глубокая депрессия и длительная печаль. Что такое тогда сила воли и как ее развивать? Это прозвучит слегка старомодно. Шоумены популярных теорий «легкого безболезненного обретения» такую формулировку не используют, потому что она не продается. Сила воли — это способность делать вещи, которые вам не нравятся, но которые необходимы, чтобы делать то, что вам действительно нравится. Сила воли подобна мышце: если вы ее тренируете, она увеличивается. Спустя время она превращается в отношение. Сила воли позволяет обычным людям скомпенсировать недостаток таланта и стать экспертами. Это несгибаемый дух. Для тренировки силы воли начните регулярно делать все те маленькие вещи, которые вы не любите или обычно избегаете, например, спать на полу, рано вставать, принимать холодный душ, убираться, готовить еду, контролировать голод и жажду, сидеть с прямой спиной, прислушиваться к окружающим. Сосредоточьтесь на одной или двух задачах, пока не почувствуете себя, выполняя их, комфортно. Если что-то вас напрягает, и если это не вступает в противоречие с вашими принципами, просто думайте об этом, представляя все преимущества. Сам факт, что вы хотите подумать об этом, представляет собой первый шаг к ликвидации этого препятствия.

Повседневная жизнь предлагает множество возможностей тренироваться и совершенствоваться. Если по прошествии некоторого времени вы не замечаете никакого улучшения, продолжайте! Мы — результат многолетнего следования определенному образу действий и мыслей. И чтобы измениться, требуется больше, чем несколько недель. Тренируйте силу воли, и она будет укрепляться медленно, но верно. Понимание придет позже. Взаимоотношения с противоположным полом представляют для иностранца в Японии поистине деликатную проблему. Часто японские учителя будо в этом вопросе весьма консервативны. Пока ваши романы не влияют на ваше отношение или практику, и пока они не создают в додзё проблем, ваш учитель будет демонстративно игнорировать любые отношения, которые вы можете установить за пределами додзё. Независимо от того, что вы могли видеть на Западе, никогда не приводите в додзё никаких «особых друзей», на которых вы бы хотели произвести впечатление своим искусством. И никогда не приглашайте их в свои апартаменты! Держите свои взаимоотношения за пределами додзё.

 Никогда не вовлекайтесь в эмоционально окрашенные контакты с детьми учителя, членами его семьи или его учениками. Додзё не является местом поиска сексуальных партнеров. Ваш учитель и ваш сэмпай такого поведения не потерпят. В соответствии с западным менталитетом такое отношение рассматривается как неправомерное вторжение в частную жизнь, и по этой причине многие люди никогда не могут ничего довести до конца. Ваш учитель ответственен за то, чтобы поставить вас в известность о том, какое поведение и отношение является мудрым и подобающим для вас, другого человека, вовлеченного в ситуацию, а также для репутации додзё. Что вы об этом будете думать — это ваш собственный выбор. Однако помните, что когда у вас появятся собственные ученики, вы должны будете уметь эффективно разрешать такого рода ситуации по мере их возникновения, чтобы иметь возможность сохранять концентрацию группы на обучении. Одним из лучших советов, полученных мной в свое время, был совет закончить образование еще до отъезда в Японию. Образовательные стандарты в Японии одни из самых высоких в мире. При законченном образовании вам будет проще найти себе работу в качестве репетитора, а также поможет завести друзей.

Вследствие того способа, которым военные власти в прошлом манипулировали сознанием молодежи в своих целях, многие японцы имеют теперь против будо предубеждение. Часто их удивляет, почему те, кого они считают умными и образованными, интересуются таким старомодным занятием. Узнав вас получше, они могут пересмотреть свою позицию и послать своих детей заниматься в додзё. Другое преимущество законченного образования будет очевидно, когда вы организуете свое додзё — тип учеников, к которым будет обращено ваше учение, окажет определяющее воздействие на будущее вашего додзё. Если вы не знаете, какую область знания изучать, выберете что-нибудь так или иначе связанное с будо, например, физическую культуру, бизнес-администрирование или философию. Не вовлекайтесь в деятельность, в которой в будущем вероятно открытие каких-то перспектив, или, наоборот, в деятельность, полностью зависящую от технологии, которая может в любой момент устареть. Отсюда еще один маленький совет: не отправляйтесь в Японию по причине потери работы, банкротства или разбитого сердца. Перемена мест не решит ваших проблем. В Японии вы не найдете сочувствия, потому что бегство считается позорным выходом из положения. Ваше отношение будет говорить громче, чем ваши слова.

Одно из моих первых впечатлений о Японии заключалось в том, что японцы склонны скрывать правду, стараясь избегать положений, которые могут смутить их самих или их собеседника. В результате японцы развили в себе глубокую восприимчивость, позволяющую им знать о вас гораздо больше, нежели вы можете предполагать. Япония — это страна, основанная на отношениях учитель-ученик, поэтому роль иерархии в японском обществе следует понимать и уважать. Большинство японских додзё управляются с помощью системы сэмпайкохай (старший-младший). Вне зависимости от вашего ранга или продолжительности занятий будо вы начинаете как кохай. С любой важной проблемой, которая может повлиять на додзё или создать прецедент, вы должны будете обратиться за советом сначала к старшим ученикам и только потом приближаться к главному учителю. Поскольку многие западные ученики с трудом постигают, зачем это нужно, я объясню. Многие учителя будо обязаны своим выживанием ученикам, которые на добровольной основе управляют додзё, решают организационные вопросы и поддерживают его функционирование своими профессиональными навыками, а также финансово.

Поэтому естественно, что сэмпай участвует в процессе принятия решений по всем вопросам, касающимся додзё. Советуясь со старшими учениками, вы показываете свою озабоченность ситуацией, обретаете их уважение и принятие. Также вы укрепляете связь, которая соединит вас вместе навсегда. Имейте в виду, что все ваши действия скажутся на том, как будут относиться к иностранцам, которые приедут после вас. Многие учителя любят, когда у них есть ученики-иностранцы, ибо, как известно, нет пророков в своем отечестве. Наличие в додзё одного или более иностранцев является показателем признания, что может привлечь больше местных учеников, которые захотят узнать, чему учит этот учитель. Однако, если зарубежные ученики представляют собой угрозу нормальному функционированию додзё (например, оттягивают на себя все внимание учителя или постоянно игнорируют существование местных монджин), то сэмпай рано или поздно откажется с ними сотрудничать, и для иностранцев дверь будет закрыта.

Физическая подготовка

Еще до того как организовывать свое пребывание в Японии, необходимо усилить тренировки. Оказавшись на месте, вы в любом случае обнаружите, что могли подготовиться лучше. Там вы будете ежедневно сталкиваться с таким количеством критических ситуаций, особенно в первые несколько месяцев, что учить вещи, которые можно было освоить дома, будет уже поздно. Первое впечатление, произведенное вами по прибытии, окажет решающее воздействие на успешность вашего начинания. И у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление! Ваша физическая подготовка поможет вам выдерживать тренировки, которые обычно длиннее и напряженнее, чем в додзё за пределами Японии, хотя в наши дни существует тенденция к выравниванию уровня нагрузок. Вы можете, например, заниматься бегом, подъемом тяжестей, тренироваться с оружием, а также практиковать с одним или двумя партнерами, увеличивая каждую неделю продолжительность тренировки на пять минут до тех пор, пока вы не сможете работать без перерыва в течение часа. Оттачивайте атаки с помощью груши и макивары («лапы»), следя за скоростью и точностью. Суть такой подготовки заключается в развитии энергетики, которая позволяет тренироваться интенсивно и регулярно. Ставьте перед собой цели и начните реализовывать свою собственную программу развития.

По мере того, как будет улучшаться ваша способность к сосредоточению, вы сможете отслеживать свой прогресс и видоизменять в соответствии с ним свои упражнения. Опять же, чем раньше вы начнете тренироваться, тем лучше сможете подготовиться. По прибытии в Японию вы в течение нескольких дней будете испытывать последствия разницы часовых поясов. Вам захочется приступить к практике немедленно, но здесь я хотел бы вас предостеречь. Только что прибывшие ученики-иностранцы склонны с энтузиазмом включиться в интенсивные тренировки, не прислушиваясь к своему телу и не понимая, что кто-то из монджин обязательно захочет испытать вас. В этот период они получают наибольшее число травм. Лучше подождать два или три дня прежде, чем присоединиться к регулярной практике. В Японии от того, кто одел кэйкоги, ожидают, что он будет тренироваться до конца. Некоторые из монджин могут сделать вам вызов. Не принимайте его личностно, однако то, как вы будете отвечать на него, окажет определяющее влияние на отношение к вам. Поскольку выходцы с Запада обычно более сильные и менее гибкие, чем японцы, они имеют тенденцию сопротивляться, когда их партнеры применяют технику неправильно или непривычным для них образом. Японцы, с другой стороны, как правило, быстрее и гибче, что порождает фрустрацию для их иностранных партнеров и часто ведет к травмам. Забудьте о своем эго и примите ситуацию как возможность чему-то научиться.

Ваш японский учитель может попросить вас изучать один или два дополнительных вида воинских искусств. В некоторых додзё ученики после тренировок регулярно занимаются также сумо и/или дзюдо. Примите это как возможность получить дополнительный опыт, даже если у вас никогда не было желания стать экспертом в этих видах единоборств. Если вы хотите быть сильным и уважаемым, то должны быть знакомы в том числе и с другими путями. Также вы можете обнаружить, что разминка перед практикой для вас недостаточна или что вообще никто не разминается. Посмотрите, каков средний возраст старших учеников. Участвуют ли они в практике, выполняют ли укэми (высокое падение)? Ответы на эти вопросы могут привести к пониманию важности основательной разминки. Не будьте пассивны — приходите заранее и разминайтесь сами. Большинство додзё проводят соджи (уборку) до и/или после практики. В некоторых из них в уборке задействованы только кохай, тогда как в других этим заняты все ученики. Подавайте пример, первым беритесь за швабру и без колебаний побуждайте к действиям молодых учеников, которые зачастую застенчивы и нуждаются в указаниях. Некоторые сэмпай любят после тренировки пойти чего-нибудь выпить. Не следуйте этому обычаю слишком часто, иначе ваше здоровье и бюджет не продержатся долго. Тем не менее, наблюдение за выпивающими даст вам важные ключи к истинным характерам этих людей, что может весьма пригодиться в будущем. [Прим. ред.: Для групп, у которых нет собственного додзё, а таких случаев в Японии очень много, в том числе и у очень уважаемых учителей, такие посиделки являются очень важной составляющей групповой культуры. Участвовать постоянно необязательно, однако если вы хотите стать полноправным членом группы, не пренебрегайте ими. Если необходимо что-то пить, пейте сок, но не упускайте возможности для цукиай (совместного «зависания» или «тусовки»).] Часто в таких посиделках принимается во внимания различие в финансовых возможностях, и те, у кого они выше, частично финансируют тех, у кого такие возможности ниже.

Финансовая подготовка

В Японии все очень дорого — питание, проживание, проезд, энергия. Вам потребуется денег в два раза больше, чем в Северной Америке. С учетом этого вы должны отложить средств достаточно для того, чтобы прожить пять или шесть месяцев, не работая. Мне пришлось видеть слишком много иностранцев, которые приехали в Японию без обратного билета или достаточных средств и рассчитывали, что им помогут. В большинстве случаев монджин и связанные с додзё люди вначале им действительно помогали, но быстро уставали, поскольку становилось ясно, что недостаточность финансовой подготовки связана, главным образом, с беспечностью приехавших. Основательно подготовившись, вы тем самым продемонстрируете серьезность своих намерений, и окружающие с большей готовностью будут вам помогать, когда это окажется действительно необходимым. Также важно, что в этом случае вы будете в состоянии отблагодарить их за оказанные вам любезности. Таков обычай, и если вы планируете какое-то время жить в Японии, а потом поддерживать ради себя и своих будущих учеников связи с представителями этой страны, то должны ему неотступно следовать. Следует быть готовым к непредвиденным тратам, например, на еду и питье для мероприятий любого сорта — неформальных встреч после практики, прогулок с посетителями и т.п. Если вы, отправляясь с кем-либо на прогулку, хотите действовать наверняка, то готовьтесь к тому, чтобы самому оплатить весь счет. Если же они настаивают на том, чтобы вас угостить, найдите потом возможность угостить их в ответ. Никогда в качестве оправдания не ссылайтесь на недостаток средств, потому что в Японии так говорят, когда не хотят сообщать главную причину, по которой не желают что-либо делать. Склонность к экономии — одна из черт национального характера, которая воспитывается с детства. Благодаря ей японцы оказываются готовы к поворотам судьбы. Заёмы и кредиты считаются делом неподобающим, так как их постоянное использование свидетельствует о недостатке самодисциплины, хотя это отношение в наши дни постепенно меняется.

Нахождение учителя и додзё

В Японии много прекрасных и преданных своему делу учителей. Однако не все берут себе ути-дэси, и только несколько додзё имеют соответствующую программу. Для этого существует множество причин. Молодые японцы в погоне за удовлетворением своих желаний настолько зависимы от моды и индустрии развлечений, что жизнь в качестве ути-дэси привлекает лишь немногих из них. Кроме того, многие родители хотят, чтобы их дети получили блестящее образование и были наняты ведущими работодателями страны. Переезд же в додзё ради карьеры учителя будо непременно вызовет конфронтацию с родителями. С другой стороны многие учителя работают полный рабочий день и преподают будо в качестве хобби. Немногие могут позволить себе иметь частное додзё, и поэтому свободные места ути-дэси представляют собой редкую возможность. Если ваша организация не имеет связей с японскими учителями, то самое простое  — это связаться с одним из главных додзё и отправиться туда в виде обычного ученика. Рекомендую The Aiki News Dojo Finder в качестве хорошего источника информации. Вам придется найти временное жилье, и знание японского языка вам очень поможет. Заведя первые знакомства, вы узнаете, как работает эта система. Если вы настроены серьезно, ваши учителя это заметят и станут вашими лучшими советчиками. Какого учителя и какое додзё вы будете искать, зависит от ваших предпочтений. Но лично я считаю, что профессиональный учитель, который владеет собственным додзё, проводит тренировки ежедневно и имеет всего несколько ути-дэси, может дать больше и уделить своим ученикам больше времени и внимания. Если ваша организация связана с расположенным в Японии хомбу додзё, задача значительно облегчается. В этом случае вам потребуется рекомендательное письмо (в Японии имеет очень большое значение). Однако имейте в виду, что репутация вашего учителя будет тем самым тоже поставлена на карту, и, заявив о своих намерениях, потом вы уже не сможете от них отказаться.

Пребывание в Японии

Японские иммиграционные правила очень строги. В зависимости от вашей страны проживания вы можете получить гостевую визу (действительна, как правило, в течение 90 дней) по прибытии в Японию или вам может понадобиться сделать это еще до отъезда. Свяжитесь с визовым отделом посольства Японии (находится в столице вашей страны проживания) или ближайшим консульством. Сначала выясните условия получения гостевой визы и укажите свое гражданство. Также вы можете поинтересоваться, нет ли у них с вашей страной программ по обмену преподавателями иностранного языка, и какие для этого случая существуют визы. Ни в коем случае не говорите, что собираетесь работать, разве что у вас есть конкретная договоренность с работодателем. Специальной визы для ути-дэси не существует. Студенческую визу можно получить, если зарегистрироваться в официальной школе или университете. И не ожидайте от работников японского консульства особой симпатии, если решите поведать им о своих планах изучать будо.

Для начала найдите кого-нибудь, кто так или иначе связан с занятиями будо, и попросите о встрече. Будет правильно, если вы пригласите его или ее на ланч, потому что в Японии установление хороших взаимоотношений должно всегда предшествовать деловым переговорам. Возможно, мастер, у которого вы занимались, тоже даст вам по этому поводу дельный совет. Если никто, по всей видимости, не связан с будо, не настаивайте. Японские дипломаты зачастую не имеют представления о значении будо для японской культуры и обычно не владеют информацией по данному вопросу. Однако бывают и исключения, и стоит их поискать. Следует помнить: если вы работаете в Японии, преподаете язык или делаете что-либо еще, это в той или иной степени мешает вашему главному приоритетному занятию — жить и тренироваться в додзё. Ваш работодатель будет ожидать, что вы будете задерживаться по вечерам или будете вести светскую жизнь, общаясь с сослуживцами, студентами, клиентами и т.п. А если вы откажетесь, у него найдется масса способов сделать вашу жизнь несчастной. Поэтому я не думаю, что стоит связывать себя трудовыми обязательствами до первой поездки в Японию. Исключение представляет собой ситуация, когда вы знаете вашего работодателя очень хорошо, доверяете ему и уверены, что он понимает ваши цели и готов вам помочь.

Возможно, что вашей наилучшей стратегией будет въехать в Японию по 90-дневной гостевой визе. Как правило, ее можно продлить еще на один 90-дневный срок. Для этого вам понадобится поручитель (работающий и уплачивающий налоги гражданин с хорошей репутацией), обратный билет и доказательство того, что у вас достаточно средств для проживания. Сразу по прибытии в Японию в ближайшем офисе иммиграционной службы наведите справки и получите необходимые документы как можно скорее.

Если вы хотите оставаться дольше, вам придется покинуть страну. Узнайте, какая разновидность долгосрочной визы может быть оформлена в вашем случае, соберите документы и отправьтесь в короткую поездку в соседнюю страну, например, в Корею или Гонконг. Там в посольстве Японии вы можете подать документы на оформление новой визы, в уважительной манере попросив решить ваш вопрос побыстрее. Если это не сработает, возвращайтесь в Японию по гостевой визе и повторите процедуру. Работать вам по-прежнему официально будет нельзя. Следите за изменениями в правилах — они случаются постоянно! Имея дело с представителями иммиграционной службы, будьте всегда вежливы и хорошо одеты. Будьте непреклонны, но гибки. Никогда не показывайте нетерпения или разочарования! В Японии иммиграционная служба проверяет каждого по прибытии и отбытии. Полиция может в любое время попросить вас показать паспорт или регистрационную иммиграционную карту, которую вы должны получить, если планируете пребывать в стране свыше 90 дней. Инспекторы иммиграционной службы могут также нагрянуть без предупреждения к вам домой, особенно если вы уже несколько раз продлевали свою визу. Если же вы все еще будете находиться в Японии по истечении срока действия визы, вас арестуют, посадят в тюрьму и затем депортируют. У вашего поручителя будут проблемы, а вас больше никогда не пустят в страну.

Последние приготовления

За несколько месяцев до отправления займитесь поиском подходящего билета туда и обратно с открытой датой (чем на больший срок, тем лучше). Позвоните в несколько авиакомпаний и будьте гибким — они яростно конкурируют между собой и жаждут вашей наличности. Магазины японских товаров, если такие есть в вашем городе, могут оказаться хорошим источником достоверной информации. Исследуйте также возможность покупки билета до Гонконга или Сеула. Это будет несколько дороже прямого перелета до Токио, однако может оказаться весьма полезным, когда вам потребуется выехать из страны для продления визы. Разузнайте, каковы штрафные санкции при смене билета, и заставьте представителя авиакомпании (не туроператора) предоставить вам эту информацию в письменном виде. Это уменьшит ваши шансы оказаться в затруднительном финансовом положении, подвергшись крупному штрафу.

Также имейте в виду, что некоторые международные рейсы имеют своим конечным пунктом такие крупные города как Осака и Нагоя. Если вы знаете точно, куда направляетесь, то рейс до близлежащего населенного пункта может оказаться весьма выгодным, поскольку передвижения внутри страны довольно дороги. Правила и расценки постоянно меняются, поэтому уточните все детали еще дома. Японская одежда западным людям, как правило, не подходит, вам придется везти с собой все, что вам может потребоваться — теплые свитера, белье, легкую хлопчатобумажную одежду, несколько кэйкоги, спортивных костюмов и т.п. Сушилки вследствие высоких цен на электроэнергию в Японии не популярны, и вам придется вешать белье, чтобы его высушить. В результате процесс сушки может оказаться довольно длительным, особенно в сезон дождей (июнь-июль). Учтите это при сборах. Среди японцев принято хорошо одеваться по некоторым случаям, поэтому пара хороших костюмов или платьев в вашем гардеробе должны быть. Запаситесь различными омиагэ (подарками). Они могут очень пригодиться при встрече с новыми людьми и учителями, звонке в дверь чьего-то дома, при выражении благодарности за оказанную услугу, при возвращении из поездок. Тем самым вы продемонстрируете свою заботу, и люди это оценят. Определяйтесь с ценностью подарков в соответствии с ситуацией, статусом получателя и важностью услуги, за которую вы выражаете признательность. Слишком дешевая или наоборот слишком дорогая вещь вызовут смущение получателя. Используйте здравый смысл и следуйте своему сердцу. Возьмите с собой красивую оберточную бумагу, довольно дорогую в Японии, и изучите искусство художественного оформления подарков, владение которым в этой стране считается обязательным. Если вы планируете взять тренировочное оружие (дзёбокутокатана и т.п.), упакуйте его как следует, чтобы предохранить его от порчи в дороге, а также чтобы продемонстрировать, что вы не собираетесь пользоваться им во время поездки. При регистрации в аэропорту отправьте его вместе с остальным багажом, не пытайтесь пронести его на борт. Если вы хотите взять с собой катану, ни в коем случае не берите такую, у которой острое лезвие. Японская таможня будет удерживать ее до получения вами соответствующей лицензии, а если вы ее получить не сможете, оружие будет уничтожено или конфисковано без возврата.

Несколько советов напоследок

У каждого учителя свой стиль и своя философия. Некоторые выглядят настолько эксцентричными, что при первом знакомстве может даже возникнуть вопрос, в здравом ли они рассудке. Если вы исполнены решимости учиться, видьте в своем учителе человека. Большинство известных нам великих учителей будо продолжают учиться у своих собственных учителей, несмотря на присущие каждому из них индивидуальные особенности. Примите своего учителя таким, какой он есть, а не таким, каким бы вам хотелось, чтобы он был. Так вы сможете сосредоточиться на своем обучении. Поддерживайте связь со своим учителем и друзьями по додзё, оставшимися у вас на родине. Даже если вам никто не отвечает, пишете им время от времени хотя бы несколько строк. Если вы находитесь в додзё, и приезжает ваш учитель, убедитесь, что своим поведением вы оказываете ему должное уважение, даже если у себя дома между вами были неформальные взаимоотношения. Если к вам приезжают ваши друзья по додзё, пригласите их в гости, покажите окрестности и будьте готовы на определенные траты. Занимайте активную позицию. Примите за правило, когда бы вы ни приезжали домой, всегда первым делом навещать своего учителя. Никогда не демонстрируйте свои новые знания. Все это будет прокладывать дорогу вашему окончательному возвращению. Помните, что другие люди тоже будут меняться, хотя скорость и направление изменений часто отличаются. Надеюсь, что теперь у вас есть представление, чего ожидать и как подготовиться, если вы решили, что жизнь ути-дэси — для вас. В этой статье мы не можем рассказать обо всем, но, сохраняя открытый ум и осознанность, вы сможете решить большую часть встающих перед вами проблем и учиться на своем опыте. Прочтите эту статью несколько раз, уделяя особое внимание вопросам, которые касаются вас непосредственно. Это даст вам хорошую основу из представлений, которые помогут вам найти свои собственные ответы на вопросы, в этой статье не затронутые. В любом случае, читайте вдумчиво и помните, что когда есть воля, есть и путь. Я приглашаю читателей, имеющих собственный опыт, поделиться соображениями, которые могут быть полезными нынешним и будущим ути-дэси.

Патрик Оже начал заниматься дзюдо в 1962 году во Франции, затем занимался каратэ и айкидо с учеником Хиро Мотидзуки (Hiroo Mochizuki). Он активно участвовал в соревнованиях по дзюдо вплоть до 1970 года, после чего семь лет провел в Ёсейкан додзё в Cидзуока в качестве ути-дэси мастера Минору Мотидзуки (Minoru Mochizuki). В 1977 году Патрик Оже был назначен представителем Ёсейкан Будо Айкидо в Северной Америке. После этого он вместе со своей женой Каору Сугияма основал множество додзё в районе Оттавы (Онтарио, Канада). В настоящее время он развивает Ёсейкан Будо в Лос-Анджелесе и регулярно путешествует между Канадой, Соединенными Штатами и Японией