Айкидо в послевоенные годы

Айкидо в послевоенные годы (1946-1956)

Автор статьи Stanley Pranin
Автор перевода Елена Петрова

Введение.

Термин «айкидо» впервые был использован в 1942 году, однако до конца 50-х большого развития в Японии айкидо не получило. Это не удивительно, поскольку разрушительные последствия Второй мировой войны создали неблагоприятные условия, препятствующие его распространению. Помимо того, что Япония была физически и экономически ослаблена, в ней существовало сильное предубеждение против всего, что было так или иначе связано с предвоенной милитаристской системой и менталитетом. Это непосредственно касалось воинских искусств, высоко почитаемых и являющихся частью образовательной системы до войны, но находящихся в упадке после нее.

Поскольку очень небольшое число людей, занимающихся айкидо, имеют достаточно информации о происхождении этого воинского искусства, существует много ложных представлений о том, как айкидо достигло своего теперешнего статуса в качестве важной части современного будо Японии. Наиболее яркое заблуждение заключается в том, что движущей силой распространения послевоенного айкидо являлся его основатель, Морихей Уесиба. Это неверно. Его роль более правильно было бы определить как вдохновляющую и стимулирующую его ранних учеников. В действительности фактические стандарты в технических и педагогических подходах представляли другие ключевые фигуры: внутри Айкикай — такие, как Коичи Тохей и Киссемару Уесиба, сын Основателя, внутри Ёсинкан — Гозо Сиода. Даже сегодня в методах обучения, принятых в большинстве организаций и независимых школ айкидо, прослеживаются следы влияния этих людей.

В этой статье я попытаюсь рассказать о первых трудных шагах айкидо в послевоенной Японии и людях, чьи мысли и действия больше всего способствовали первоначальному развитию айкидо, а также о влиянии факторов, которые позволили айкидо сделать такой значительный рывок в Японии и широко распространиться за ее пределами.

Состояние айкидо в конце войны.

Широко известно, что в 1945 году Высшее командование войск союзников запретило занятия воинскими искусствами. Это запрет был направлен прежде всего на преподавание воинских искусств как части общеобразовательной системы и, в частности, имел в виду ликвидацию Дай Ниппон Бутокукай — головной организации, курировавшей воинские искусства в Японии во время войны. Не совсем ясно было, что конкретно запрещалось, а что разрешалось. Тем не менее следствием этого запрета стало то, что из страха перед оккупационными войсками очень небольшое количество людей открыто практиковали воинские искусства. Кроме того, общее экономическое положение в Японии делало занятия воинскими искусствами роскошью, которую далеко не все могли себе позволить.

В свете сказанного понятно, что после войны условия для функционирования старого Вакамацу-чо Додзё Морихея Уесибы и занятий айкидо были неподходящими. Додзё — в предвоенные годы известное как Кобукан — было одним из тех зданий, которые уцелели при бомбежках густонаселенного района Токио Синдзуки, однако нормально тренироваться в нем было невозможно. Только часть его имело татами, но и оно было старым и изношенным. Начинающим приходилось работать на деревянном полу. Часть додзё занимали несколько переселенных туда семей, и часто оно наполнялось запахами кухни. В додзё даже проводили танцы, причем в качестве эстрады для оркестра использовалась токонома. В отсутствие Киссемару Уесиба, который тогда руководил додзё, главную роль там играли преимущественно студенты университетов Васеда и Такусоки — университетов, которые закончили Киссемару и Гозо Сиода соответственно. Плана регулярных тренировок не существовало, и иногда в додзё вообще никто не занимался.

Сам основатель Морихей Уесиба с 1942 года вместе со своей женой Хатсу жил в Ивама, посвящая время сельскому хозяйству, медитации и преподаванию айкидо немногочисленным местным ученикам. Он редко приезжал в Токио и не занимался ни управлением Хомбу додзё, ни преподаванием там.

Если говорить административным языком, то штаб-квартира тогда была перенесена из Токио в Ивама. Фактически, в 1948 году Зайдан Ходзин Айкикай относилось к Мито префектуры Ибараги. Получить официальное признание было важным первым шагом на пути дальнейшего распространения айкидо в широких слоях населения . Однако штаб-квартира айкидо оставалась в Ивама до 1955 года, то есть до тех пор, пока Киссемару не смог в конце концов оставить работу и посвятить все свое время додзё.

Киссемару Уесиба.

Роль второго Досю Киссемару Уесиба в качестве важной ключевой фигуры в распространении айкидо в послевоенные годы часто недопонимают, поскольку его личность и его техника на фоне таких харизматических фигур, как основатель, Коичи Тохей и Гозо Сиода, остаются в тени.

Киссемару принял на себя руководство Кобукан Додзё в 1942 году еще будучи студентом университета Васеда. В том же году Основатель удалился в Ивама, поскольку из-за неблагоприятного ходя войны и в особенности из-за бомбежек Токио в додзё стало трудно нормально работать.

Проведя первые послевоенные годы в Ивама в месте с родителями, Киссемару в 1949 году стал работать в Токио в Осака Содзи — фирме, занимающейся вопросами обеспечения безопасности. Тогда же он приступил к тренировкам в Хомбу Додзё несмотря на то, что число занимающихся было очень невелико. Как раз приблизительно в это время оккупационные власти запретили занятия воинскими искусствами.

Киссемару был спокойным человеком, производящим благоприятное впечатление на окружающих. Ему помогали несколько советников, большинство из которых были связаны с семьей Уесиба еще до войны. Морихей Уесиба собрал вокруг себя многих представителей военных, политических, деловых и интеллектуальных кругов Японии, которые в начале его пути способствовали его успеху в качестве профессионального учителя воинских искусств. Среди помощников, продолжавших поддерживать Киссемару после войны, были такие люди, как Кинья Фудзита и Кендзи Томита, первые члены Совета директоров организации Кобукай, а также Сейчи Секо, Кисабуро Осава и Сигенобу Окумара; двое последних их них начали заниматься айкидо во время войны.

Возобновление тренировок.

Большая часть лучших учеников Морихея Уесиба предвоенного периода в конце 30-з годов вступили в армию, прервав таким образом свою карьеру в айкидо. После войны лишь немногие вернулись к тренировкам, остальные же лишь поддерживали связи с семьей Уесиба. Среди учеников, вернувшихся после войны в Хомбу Додзё, были Кендзи Томики, Гозо Сиода, Коичи Тохей, а также Осава и Окумара, упомянутые выше. К старшим ученикам присоединились молодые люди, начавшиеся заниматься айкидо в конце 40-х или начале 50-х годов. Список этих учеников включает такие хорошо известные имена, как Морихиро Сайто, Садатери Арикава, Хироси Тада, Сейго Ямагучи, Содзи Нисьо и Нобуёси Тамура. Многих удивит то, что в это время в Айкикай занимались люди, чьи имена обычно связывают с Гозо Сиода и Ёсинкан Айкидо — Киёюки Терада, Сигехо Танака и Тадатака Матсуо. Это было еще до отделения Ёсинкан от Айкикай.

Коичи Тохей: «Гири но онисан, свояк».

Здесь будет очень уместно упомянуть о роли в раннем распространении айкидо имя Коичи Тохея. Рассмотрение его вклада в развитие Айкикай является очень деликатной темой. После его ухода из Айкикай в 1974 году при неприятных обстоятельствах во всех позднейших публикациях Айкикай его роль постоянно принижалась. В свою очередь, Тохей в своих публикациях и интервью низко оценивал влияние на его становление Морихея Уесибы и описывал свое пребывание в Айкикай в негативных тонах.

В конце 40-х годов никто не мог даже предположить, что между Киссемару и Тохеем произойдет разрыв, и они пойдут разными путями. Тогда между ними существовала тесная связь, основанная на общей любви к айкидо и родственных узах — они были женаты на сестрах.

После неудачной попытки заняться бизнесом в префектуре Точиги, откуда Тохей был родом, он в 1953 году по приглашению Гавайи Ниси Кай поехал на Гавайи и остался там на целый год. Уже в очень молодом возрасте (32 года) получив 8 дан, Тохей завоевал репутацию высококлассного специалиста по воинским искусствам и способствовал пропаганде айкидо, и слава его докатилась обратно до Японии.

В начале 50-х годов Хомбу Додзё находилось в незавидном состоянии (необходимо было сделать ремонт, приобрести татами), и Тохей посылал на это деньги. После первой поездки Тохей регулярно ездил на Гавайи, а затем в континентальную часть США и укрепил свою репутацию лучшего учителя айкидо. Успех Тохея не только принес ему международную славу, но обеспечил особое положение в Айкикай. У Тохея учились многие учидеси и студенты обычных групп. Вслед за ним они практиковали дыхание мисоги и стали членами Темпукай — организации, созданной Темпу Накамура.

В 1956 году в Хомбу Додзё Тохея назначили Шихан Бучо (главой штата инструкторов), и его методология преподавания оказала большое влияние на целый ряд младших инструкторов. Некоторые из старших инструкторов сторонились методов Тохея и продолжали обучать айкидо по-своему. Это в конце концов и стало камнем преткновения.

В этот период между Киссемару и Тохеем существовали хорошие взаимоотношения. Они были связаны вместе женитьбой на сестрах, и казалось, что будущее айкидо обеспечено — Киссемару как Досю, действующим в качестве официального и административного главы Айкикай, и Тохеем как куратором процесса преподавания и развития этого воинского искусства.

Гозо Сиода и Ёсинкан.

Многие выросшие в системе Айкикай считают , что Ёсинкан айкидо — это «бедная кузина» Айкикай, поскольку во многих отношениях его статус по сравнению с Айкикай более низок. При этом недооценивается тот факт, что именно Гозо Сиода и его близкие товарищи взяли на себя руководство восстановлением айкидо после войны.

Сиода был одним из первых учеников Основателя, начавшим обучаться у него в Кобукан Додзё в 1932 году. На протяжении восьми лет он изучал предвоенное «айкибудо», а затем вступил в армию и несколько лет провел в Китае. Осенью 1946 года, через несколько месяцев после увольнения из императорской армии, Сиода прожил несколько недель в доме Уесиба в Ивама, интенсивно тренируясь и занимаясь сельским хозяйством. Его учитель тогда удалился от активных дел, а Сиода был еще молодым человеком. Он вернулся в Токио и, как многие другие, пытался свести концы с концами в Японии, ввергнутой в нищету.

В 1950 году судьбе стало угодно, чтобы Сиоду попросили обеспечивать сохранность оборудования сталеплавильной компании Нихон Кокан. Это было как раз в то время, когда антикоммунистическое движение под руководством генерала Мак-Артура пыталось задушить мощные японские профсоюзы, и из правительственных учреждений и промышленных предприятий было уволено около 11000 профсоюзных активистов. Сиода сформировал службу безопасности в составе 55 сильнейших специалистов кендо, сумо и дзюдо — членов клубов из его родного университета Такусоку. Самого Сиоду попросили на регулярной основе преподавать айкидо на заводах компании. В начале 50-х годов Сиода проводил демонстрации айкидо и в отделениях полиции.

В 1954 году в Токио состоялась большая демонстрация айкидо, которую спонсировала Ассоциация Развития Жизни и на которой присутствовало около 15000 человек. В ней принимал участие Гозо Сиода. Морихей Уесиба, выступление которого также планировалось, не смог прибыть из-за болезни, и вместо него Айкикай представлял Коичи Тохей.

Огромная аудитория по достоинству оценила выступление Сиоды, и мало-помалу формирующаяся группа Ёсинкан стала становится все боле е заметной. Приблизительно в это же время о Сиода узнали различные деятели деловых кругов. Среди них был, в частности, глава Томин-банка Сосиро Кудо, оказавший большую помощь Ёсинкан и субсидировавший строительство додзё. В 1955 году для широкой публики был открыт зал Цукудо Хачиман.

Очень интересно просмотреть пачку фотографий начала и середины 50-х годов и среди инструкторов Айкикай увидеть на них лица людей, связанных с другими организациями айкидо. Например, рядом с Киссемару, Тохеем, Сайто, Арикава, Ямагучи, Нисьо можно видеть Сиоду и его старших учеников Танака, Терада и Мацуо.

Поскольку до 1955 года организация Ёсинкан айкидо официально не существовала, сформировалось просто свободное братство людей без признаков какой-либо организационной структуры. Обстоятельства сложились так, что Сиоде удалось создать ядро активистов и получить финансовую поддержку тогда, когда Айкикай только делал первые неуверенные шаги.

После образования Ёсинкан Айкикай относился к его развитию очень корректно. Можно даже сказать, что между этими организациями существовало нечто вроде дружеского соревнования. В качестве примера можно привести тот факт, что для поддержки уровня новой организации в Айкикай была принята практика ускоренного присвоения данов для инструкторов Сиоды. Чтобы идти вровень с Ёсинкан, в этот период «инфляции данов» несколько хорошо известных инструкторов Айкикай также перескакивали через даны. Таким способом можно быстро получить инструкторов с высокими званиями и легче продвигать новое воинское искусство. Сенсей Морихиро Сайто однажды сказал мне, что в этот период он перешагнул сразу через два дана.

Первые учидеси и приходящие ученики.

До конца 50-х годов система учидеси, позволившая подготовить многих известных учителей современного айкидо и в Японии, и за ее пределами, еще не получала широкого развития. Организация изучения айкидо не отличалась особой строгостью, и далеко не все из тех, кто приходил в додзё, собирались заниматься серьезно. Те, кто приходили заниматься и вели общую жизнь с Киссемару и его семьей, чаще всего были студентами или людьми, которые искали в Токио работу и место, где они могли временно остановиться. Их связывало обычно то, что ранее их семьи имели какие-то взаимоотношения с семьей Уесиба или с кем-то из членов додзё. Одним из выдающихся учидеси, ставший впоследствии известным инструктором во Франции, был Нобуёси Тамура, поступивший в додзё в 1952 году. Тамура был зачислен в додзё благодаря знакомству с Сейго Ямагучи и жил вместе с семьей Уесиба более десяти лет. В 50-е годы он был старшим учидеси и до сих пор активно работает в Марселе (Франция).

В числе ранних учеников, которые просто регулярно посещали додзё, был Ясуо Кобаяси, начавший заниматься в 1954 году. Он тоже стал очень заметной фигурой в айкидо и основал в Японии и за ее пределами сеть школ от Кобаяси Додзё. В 1955 году одним из учидеси стал Масамичи Норо. Он рано уехал во Францию и сегодня преподает «Ки но Мичи» в Париже.

С 1955 по 1957 г. в качестве учидеси с семьей Уесиба в Айкикай Хомбу додзё жил молодой француз Андре Ноквет, ранее занимавшийся дзюдо. У него были хорошие связи в дипломатических кругах, и благодаря этому многие видные деятели из других стран посещали демонстрации айкидо. Он вернулся во Францию и активно занимался распространением айкидо в Европе до самой своей смерти в 1989 году.

Список учеников, которые просто регулярно приходили на тренировки в Айкикай, содержит длинный перечень важных имен, многие из которых до сих пор еще активно работают. Не стоит забывать о том, что в Айкикай в конце 40-х — начале 50-х годов не было условий для того, чтобы там могли постоянно жить много учеников — его возможности были ограничены, а интерес к только что родившемуся воинскому искусству все еще невелик. Частичный перечень старших студентов включает такие заметные фигуры, как Садатери Арикава, Хироси Тада, Сейго Ямагучи, Содзи Нисьо,Фукико Сунадомари, которые в течение какого-то времени также жили в додзё, а также Ёсио Куроива, Масандо Саски, Масатаке Фудзита и Акира Тохей, начавшие заниматься в период с конца 1940-х по 1957 года.

Основатель отправляется из Ивама.

В добровольной изоляции в Ивама (префектура Ибараги) Морихей Уесиба провел 13 лет. Приблизительно с 1955 года, когда условия для работы в Айкикай Додзё сделались более стабильными, Морихей стал делить свое время между Ивама и Токио. Кроме того, Основатель начал разъезжать по другим местам, особенно в Осаку и Сингу префектуры Вакаяма. Делами по организации и управлению Айкикай он, однако, не был сильно загружен. Можно, разумеется, сказать, что в Хомбу Додзё он имел сильное влияние на учидеси и учеников, однако он был вовсе не тем человеком, который предпочитает следовать установленному плану тренировок или даже знает, когда в следующий раз он появится в додзё.

Кендзи Томики и Минору Мочизуки.

Кендзи Томики и Минору Мочизуки — еще два хорошо известных за пределами Айкикай лидера, которые были связаны с Морихеем Уесиба до Второй Мировой войны. Из них Томики был старшим и в 1948 году после возвращения в Японию восстановил свою связь с Айкикай. Томики поступил в штат своего родного университет Васеда и преподавал там дзюдо и айкидо. С 1951 года он стал руководителем Клуба дзюдо университета, но продолжал изучать техники айкидо. В 1950-е годы он иногда проводил занятия в Айкикай и был членом неформальной группы старших учеников Уесиба, которые занимались пропагандой айкидо в первые годы после войны. Его разрыв с Айкикай произошел в 1958 году, когда он по требованию руководства университета Васеда внедрил в айкидо соревновательную систему.

Минору Мочизуки был талантливым учеником Морихея Уесиба. Он начал тренироваться в 1930 году, но несмотря на то, что период его обучения в качестве учидеси родолжителен, он сохранял с Основателем связь до самой его смерти в 1969 году. Как инструктор дзюдо, Мочизуки в 1951 году поехал во Францию и стал известным как первый человек, который преподавал айкидо за границей. Он жил затем в городе Сизуока, поддерживал связи с семьей Уесиба и в течение многих лет принимал участие в общественных мероприятиях Айкикай. Поскольку он был старшим учеником еще предвоенного периода, Киссемару иногда советовался с ним и уважал его мнение.

Нориаки Иноуэ.

Стоит упомянуть также племянника Морихея Уесиба — Нориаки Иноуэ (по рождению Ёсичиро), известного как «Хокен». Перед началом Корейской войны он активно работал в Токио, преподавая на воздушной базе в Тачикава, а позже в Ёоги Синмачи. Хотя документально это не подтверждено, но, видимо, в это время он использовал название «айкибудо». Позже его стиль стал называться Синва Тайдо и в конце концов — Син’ей Тайдо. Он работал независимо от Айкикай и до самой своей смерти в 1994 году имел с ним минимальные отношения.

Американцы в Японии.

Присутствие контингента оккупационных сил, изучавших в послевоенные годы айкидо, было еще одним фактором, способствующим распространению этого воинского искусства, хотя большого внимания на этот факт обычно не обращают. Присутствие членов иностранной армии победителей в залах по изучению японских воинских искусств очень помогало молодым организациям айкидо. Особенно много американских солдат было в Ёсинкан. Некоторые из них, в частности, Томас Макияма и Юджин Комбс, стали первыми учениками, которые привезли айкидо в США.

Поворотный момент: демонстрация в универмаге Такасимая.

В сентябре 1956 года Айкикай провел на крыше универмага Такасимая в Токио демонстрацию айкидо, которая продолжалась пять дней и стала первой послевоенной демонстрацией такого рода. До этого времени демонстрации ограничивались лекциями Основателя или выступлениями на демонстрациях других воинских искусств — в том случае, если он соглашался принимать в них участие. На этот раз впервые старшим инструкторам Айкикай было разрешено выступать вместе с Основателем, и с тех пор публичные демонстрации устраивались часто. Начиная приблизительно с 1960 года сначала в Ямано Холл, затем в Хибийя Коккайдо и с 1977 года в Ниппон Будокан в Токио демонстрации стали ежегодными.

Айкидо начало неуклонно распространяться. Этому способствовали и публикации первых книг по айкидо.